Недавно получила через форму обратной связи такое письмо:

Добрый день, Александра Вячеславовна. Попала на Ваш сайт и стало очень интересно, столько вопросов касающихся моей деятельности, я учитель мировой литературы и русского языка, а вот как пройти тренинги по интересующим темам или как провести тренинг для своих учеников. Спасибо.

К сожалению, обратного адреса и имени автора установить не удалось. Однако, благодаря этому письму, возникло желание немного прояснить ситуацию с тренингами как формой обучения в школе.

Простейшее действие в интернете – это открыть Википедию и там обнаруживается следующее.
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

Сейчас тренинг достаточно модное направление в психологии и образовании, однако следует понимать, что тренинг в психологии несет несколько иной оттенок, чем в обучении.

Для психолога тренинг – это

    1. либо определенная форма закрепления желаемого типа поведения, тренировка этих аспектов у конкретной личности,
    2. либо создание условий для самораскрытия всех участников и вдохновения этих людей на поиски дальнейших решений в своей жизни.

Т.е. психологи вдохновляют и закрепляют поведение позитивное, корректируют негативное, чтобы жизнь участника стала более продуктивной, ведь их главная задача – улучшение качества жизни.

Для педагога тренинг – это форма активного обучения, главной задачей которой является не только передача знаний, а, в основном, формирование умений и навыков. Вопрос тренировки тут хорошо вписывается в понимание того, что такое тренинг.

Таким образом, тренинги может вести как психолог, так и педагог, при условии, что и тот, и другой разбираются в методических тонкостях такой формы работы как групповая, знают законы групповой динамики, фасилитации и много чего еще, что помогает группе именно работать, а не просто чудно проводить время за беседой и чаепитием, например.

На тренинге чаще всего используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, разминки и другие. Эти методы относят к интерактивным технологиям и сейчас существует масса литературы по этому поводу. На моем сайте есть:

упражнения для создания познавательной мотивации на уроках

перечисление основных интерактивных методов

структура интерактивных занятий

Вернемся к детям школьного возраста, для них тренинговая форма обучения должна сочетаться с традиционными формами и методами. Чаще всего тренинговые формы работы принято называть интерактивными технологиями. Поэтому нужно ознакомиться с многообразием упражнений и заданий для учащихся из литературы, посвященной интерактивным формам обучения.

Однако следует помнить , что время урока 45 минут, а для развертывания групповой дискуссии это не слишком много. Кроме этого следует обратить внимание на то, что работа в группе не всегда свойственна школьникам. Часто эта форма работы неактивная, не используется обычно на практике и дети не понимают что именно надо делать.

Групповая или парная работа требует определенного навыка, дети не будут на открытом уроке перед чужими тетями выполнять все как по написанному, если никогда не работали в группах. Дети сначала должны освоить правила групповой работы, движение по классной аудитории, правила презентации результатов, оценку качества групповой работы и так далее. А уж после овладения этими навыками смогут продуктивно работать в группах, осваивать учебный материал.

Честно говоря, практика показывает, если в начать эту работу с 1 сентября пятого класса, к концу первого семестра можно надеяться на продуктивность. Т.е. групповая работа обычно ставиться в течение полугода и учителю следует понимать, что на уроке, на котором отрабатываются навыки работы в группе, учебного материала проходится значительно меньше, чем на обычных уроках.

Трата времени считают многие учителя и бросают после первых неудач. Но терпеливых ждут призы:

  • 1. Ученики принимают задачу и работают над ней.
  • 2. Дети могут продуктивно решать проблемы без участия учителя.
  • 3. Учитель становится организатором процесса, а не главным лицом бесконечно вещающим обо всем.
  • 4. Ребята учат друг друга, иногда даже лучше, чем это делает учитель.
  • 5. Развивается речь.
  • 6. Повышается самостоятельность суждений и поступков.
  • 7. Ответственность за принятое решение становиться понятной единицей.
  • 8. Такую работу класса не стыдно и показать на открытом уроке.

Думаю, те, кто решится на такую работу, напишут и свои призы в этот список.

На сайте также есть примеры уроков, в которых активно используются интерактивные технологии:

Урок развития математической речи

Примеры мероприятий. которые развивают математическую речь

Сочинение-фантазия

Конкурс инсценированной сказки

Урок восприятия математики

Пропедевтическое занятие для учеников 4 классов

Кроме этого следует отметить, что интерактивным технологиям нужно учиться не только детям, но и учителям. Их сейчас часто используют и в работе с учителями, а так же ваши коллеги. Потому смотрите, запоминайте, пробуйте на практике.

Если нужна моя помощь, то могу провести тренинг для учителей «Основы эффективного общения для педагогических работников» в рамках этого тренинга использование интерактивных форм работы является важным рабочим аспектом, после него учителя более смело и осознанно используют их на практике и улучшают качество обучения по своим предметам.
Удачи!